пятница, 8 февраля 2013 г.

Схиархимандрит Иоаким Парр о христианской молитве

Схиархимандрит Иоаким Парр - настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке

Легкое бремя молитвы
Вы будете способны к молитве, если вы будете любить Бога. Вы будете бежать домой, чтобы быть с Ним. Если бы вы думали о нем целый день - не было бы проблем. А вы думали весь день о себе.
Можно ли заменить формальное молитвенное правило? Конечно. Должны ли вы? Нет. Вы можете делать всё, что вы хотите. Господь Бог не заставляет вас ничего делать. У нас есть молитвенное правило, потому что мы - революционеры. У нас есть молитвенное правило, потому что мы - как то дикое животное. До того момента, пока Он нас не оседлал, не одел на нас узду - мы бежим куда хотим. И не можем остепениться и понять - для чего мы созданы. Поэтому Господь говорит: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покои душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко"
(На встрече с верующими г.Москвы в храме Покрова Богородицы Подворья Оптиной пустыни)

Молитва о других
Когда вы молитесь о других, вы молитесь о себе. Мы можем просить у Бога всего, но я думаю, что святоотеческое понимание таково, что молитва духовного человека такова: «Господи, дай мне мудрость и силу делать то, что Ты хочешь, чтобы я делал, а не то, что хочу делать я сам».
Когда мы просим спасения, мы знаем, что Бог хочет, чтобы все люди обратились к правде и спаслись. Следовательно, мы исполняем Божию волю, прося о том, чтобы Он нас спас. Это признание того, что я не могу спастись сам. По этой причине я поворачиваюсь к Богу и говорю: «Возьми мою жизнь и поставь ее туда, где она должна находиться».

Молитва без любви мертва
Мы настолько замкнуты в себе. Почему вы не можете молиться? На это есть простой ответ: потому что вы не любите. Потому что если вы молитесь без любви, то разговариваете сами с собой, ибо Бог отвергает гордого, и нет гордости более великой, чем любовь к самому себе.
Святой Иоанн Богослов говорит: Бог есть любовь (1 Ин. 4.8). Человек не может быть человеком без Бога. И если вы не любите, у вас не может быть Бога. По этой причине большая часть из нас – это плохие примеры того, что означает быть человеком.
Нужно помнить, что любовь к себе – это не любовь. Любовь к себе в действительности – это ненависть к себе, потому что когда ты любишь себя, ты разрушаешь себя. И после этого мы удивляемся, почему все в нашей духовной жизни расстраивается.

Краткая молитва новоначального
Святые Отцы говорят, что длинные молитвы новоначальным не полезны, потому что они активизируют интеллектуальный процесс и мозг начинает сосредотачиваться на заключенных в тексте мыслях. В результате вместо того, чтобы погружаться в молитву, вы начинаете размышлять о тех словах, которыми она выражена, или, в других случаях, молитва становится автоматической и, читая текст, вы одновременно плаваете своими мыслями где-то еще. Итак, для новоначальных, а это мы все, Святые Отцы рекомендуют краткие и «чистые» молитвы. Тогда от этих молитв ваше сердце согревается и вам хочется продолжать молиться.

Молиться не отвлекаясь
Когда вы молитесь, вы совершаете действие, цель которого не вы, а Бог. Мы приходим служить Богу и говорить с Тем, Кого мы любим. Но мы этого не понимаем, и вместо этого мы смотрим на часы и размышляем, сколько остается времени, должны мы или нет идти на ту или иную службу... Это безумие. Вы не сможете молиться неразвлеченно, когда сердце занято вашими страстями. Помните, в Священном Писании Господь говорит: если ты пришел принести свою жертву и вспомнил, что у тебя есть нечто против твоего брата, оставь свой дар перед жертвенником, вернись и прежде попроси у брата прощения, а потом приходи и приноси свой дар (ср. Мф. 5.23–24). Потому что если ты не прощаешь и не любишь своего брата, Бог не будет слушать твою молитву.

Молитва становится невозможна
На что мы тратим время своей жизни? На себя. И вот, для себялюбивого человека молитва становится очень сложным занятием; она становится очень трудным занятием для гордеца; для человека, исполненного похоти, молитва становится невозможна – молитва невозможна в том случае, если мы не любим ближнего.
Все страсти взаимосвязаны. Если вы гневливы, вы будете иметь и плотские пожелания, вы будете осуждать, и вы будете раздражаться. Они все связаны между собой – если вы поддадитесь одной, они все войдут в вас.
Мы ищем то, что нам приятно. Все, с кем мы вступаем в контакт, представляют для нас интерес либо потому, что они дают нам нечто, чего мы желаем, либо потому, что они могут это сделать. Когда мы настроены таким образом, у нас не может быть молитвенного чувства. Потому что молитва – это то, что мы адресуем к Богу. Но если ты одержим собой, ты не можешь увидеть Его за молитвой, ты возвращаешься к самому себе. Может быть, с вами этого не случалось, но это случалось со мной.

Молитвенная жизнь монаха
– Как ваши монахи готовятся к причастию?
– Я даю каждому отдельное правило. Во-первых, конечно, я верю в то, что Святое Причастие – это подлинное Тело и подлинная Кровь нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Я верю в то, что Он между нами, но если бы Он был с нами в теле, Он бы сказал: «Придите ко Мне». И если на этот призыв вы ответите «да!» не только словами и приблизитесь к нему не только телом, а всей своей жизнью, отбрасывая все пустое и суетное, вы оставите все и придете к Нему. Итак, я говорю монахам: все отбросьте! Отбросьте гордость, эготизм, осуждение, раздражение, гнев, похоть – отбросьте все это, и придите, и позвольте Господу заключить вас в объятья и дать вам новую жизнь. Только Он может нас излечить, ибо мы все смертельно больны.
Итак, я благословляю их читать каноны к причастию, испросить друг у друга прощения и продолжать брань. Самое лучшее определение монашеской жизни, которое я когда-либо встречал, следующее. Что делает монах? Каждый день, каждый день он падает сотни раз и сотни раз поднимается. Вот что делает монах. Мы все падаем, снова и снова, но затем мы встаем и начинаем сызнова. Встаньте и предуготовьте себя на брань, потому что вы падете. Но у вас должно быть мужество снова вставать, брать длань Господа – и вставать. Падая, не обозлитесь, не осуждайте, не унывайте, не занимайтесь круглый день саможалением. Всегда, когда я вижу монаха в таком «состоянии», как я это называю, я говорю:
– О, какой ты сегодня бедненький! Давай-ка я это саможаление из тебя выколочу...
Это смешно и жалко, но мы так поступаем раз за разом. Между нами не должно быть ничего. Нас ничто не должно разделять. Ведь мы объединены во Христе... И если я раздражен на кого-то и держу его на расстоянии, я держу себя на расстоянии от Христа. Разве это не глупо?..

Просим Ваших молитв о братии монастыря Прп.Марии Египетской.

Схиархимандрите Иоакиме, настоятеле
Архимандрите Назарии
Иеромонахе Савватие
Иеромонахе Диметриане
Иеродиаконе Мартиниане
Рясофорном монахе Порфирии
Рясофорном монахе Софронии
Рясофорном монахе Антипе
Послушнике Патрике
Послушнике Антонии
Послушнике Игоре
Послушнике Михаиле
Тимофее

Комментариев нет:

Отправить комментарий