О ПРОЕКТЕ

"Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя". Пс.38:4,8

Молитва - это, кроме участия в таинствах Церкви, одно из главных деланий христианина. Это способ познания самого себя, ключ к встрече с Богом, путь ко Христу и спасению через Него.

Наибольший опыт Христианской Церкви воплотился в церковном богослужении: определенных общественных чинопоследованиях и молитвословиях. Большая часть из них написана в древности великими святыми и людьми Духа Божия. В дальнейшем некоторая часть этих молитв составила ряд утренних и вечерних молитв Православного молитвослова. Но за 70 лет безбожия и отсутствия доступных религиозных книг верующие не только разучились читать церковно-славянские тексты, но и понимать их смысл. А, в некоторых случаях, и само желание молиться сердцем и осмысленно.

"Очень часто люди, которые хотят молиться, начинают с того, что читают перед Богом молитвы, составленные столетия тому назад или в наше время людьми, которые жили духом, у которых в душе молитвы поднимаются волной к Богу. И часто бывает, что, читая эти молитвы, мы не можем в них влиться полностью, особенно если подумать о том, что вечерние молитвы, утренние молитвы, которые большей частью мы читаем, были составлены — я к этому слову "составлены» вернусь через минуту - святыми". митроп. Антоний Сурожский

Эту проблему так же замечал покойный Патриарх Алексий II, который, на одном из последних собраний московского духовенства при его жизни, призвал священником от практики требования вычитки определенного корпуса молитвенного правила перейти скорейшим образом к научению духу молитвы и жизни в ней.

"Сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня" Пс.12:6

К сожалению, человек, пожелавший самостоятельно или с помощью близкого священника научиться духу молитвы, усовершенствовать свое понимание церковного богослужения и литургики, столкнется с печальным положением дел: у нас почти нет хороших книг и других пособий по этой проблеме. Кроме прекрасной "Школы молитвы" митроп. Антония Сурожского (которого большая часть православных, ничтоже сумняшеся, причисляет к еретикам), "Скудельных сосудов" иером. Габриэля (Бунге), отдельных глав творений свт. Феофана Затворника и нескольких небольших брошюр, мало что может найти заинтересованный читатель на полках церковных магазинов. Зато всё ширится "модельный ряд" различных "молитвенных щитов" и прочих "Божиих аптек", приводя, порой, к откровенно языческому отношению верующих к церковной молитве.

"Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?"Лк.24:31-32

Даже в проповедях и публикациях священников редко найдешь слово о молитве, да и то, чаще о ее просительной, "потребительской" роли, реже о благодарении, хвалении, а о благословении Бога и вовсе не приходится слышать. Подобное же положение сложилось, к сожалению, и в религиозном интернет-пространстве. Отдельные хорошие публикации, если и есть, то разбросаны по самым разным, порой, малоизвестным сайтам. Есть отдельный смежный проект "Полного Молитвослова", но он аккумулирует именно тексты молитв, не говоря ни слова о сути и особенностях публикуемого, у этого проекта свои конкретные цели.

"В основе молитвы лежит наше взаимоотношение с Богом. Оно так же хрупко, как и любые другие отношения. В процессе взаимной беседы мы раскрываем общие для нас моменты, гармонию ума и души. Единственный способ испытать, чего стоит молитва, это взяться за нее и убедиться, насколько она реальна как опыт". митроп. Антоний Сурожский

В ходе различных дискуссий в социальных сетях и на страницах Живого Журнала, нам стали открываться различные малоизвестные тексты великих древних святых, новые переводы неизвестных ранее текстов, личное творчество верующих. Определенные публикации, основанные на общей древней христианской духовности, заинтересовали и на католических сайтах, в частности, францисканских.

"Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому". Пс.83:2

В итоге, чтобы наши поиски и приобретения, наши плодотворные дискуссии не распылились по пространству интернета, группой заинтересованных в теме лиц было принято решение о создании небольшого проекта, где бы мы могли всё это аккумулировать.

"Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею". Пс.27:7

Наш проект "Cor ardens - Горящее сердце" создается группой православных верующих, специалистов-переводчиков и литургистов, священнослужителей. По мере получения их согласия на отдельное обозначение их участия, их имена будут публиковаться в верхнем разделе меню "Авторы"

"Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей".Пс.107:2

Основными направлениями публикаций проекта будут:
  • статьи по литургике
  • переводы молитв и частей богослужения
  • публикации редких молитв святых
  • публикации личного опыта литургического творчества
  • небольшие цитаты из творений святых и работ священнослужителей, систематизирующие опыт молитвенной жизни
  • ссылки на издания по теме
  • анонсы тематических событий
  • призывы к молитве в определенных чрезвычайных обстоятельствах
Примечание: На наших страницах не будет отдельных публикаций, специально посвященных Иисусовой молитве, так как уже существует практически всеобъемлющий проект, посвященный этой проблематике.

"При православной молитве не виды, не образы, а смыслы, постигаемые умом и переживаемые сердцем, делаются предметом рассмотрения." диак. Андрей Кураев

Духовный путь молитвы в Православной и Католической Церквях сильно различается. Об этом хорошо сказал диак. Андрей Кураев в своей книге. Однако, нередко, в научных католических источниках, на страницах интернет-проектов встречаются либо ранее не переводившиеся православными учеными молитвенные тексты древних общих святых, либо ряд молитв, основывающихся на общехристианской древней практике духовного подвижничества. Нам кажется этот опыт полезным для изучения и возможного преломления его с рассуждением в личной молитве, оставаясь на позициях Православия относительно образа подвижничества. Во всех подобных публикациях будет указано, что источником текста является католический сайт. Ссылки мы не будет, как правило, приводить именно из-за того, чтобы, кроме части древнего опыта, пользователь не был искушен молитвенной практикой иного рода. Короче говоря, подобные публикации будут лишь для научного ознакомление. Решение же, использовать эти тексты, или нет, каждый в состоянии принять сам. Прежде всего, на наших страницах не появиться, конечно, мистический опыт молитв католических подвижников, как и распространенная сегодня тема "медитации". Достаточно того, что на интернет-ресурсе, посвященном исихазму, и позиционирующем себя православным, большая доля тем посвящена именно медитации, в том числе, не христианских исповеданий.

"В истории и в современности католической церкви можно встретить людей с практически православным восприятием духовной жизни. Природная одаренность людей на зависит от места их рождения и от того, в какой храм ходят их родители." диак. Андрей Кураев

Во всяком случае, когда речь идет о "приобщении к тому "консенсус патрум" (согласие отцов), который существовал в первом тысячелетии", которое, в частности, развивает миланская Амвросианская Академия и другие проекты в своей общехристианской деятельности, нам это представляется интересным материалом для осмысления.

"И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог".Иер.20:9

 Если вы хотите предложить нам свою статью по теме или ссылку на тематическое обсуждение, то вы можете связаться с администратором проекта или написать по электронной почте rоmаn[dot]nаumоff[a]gmаil[dot]сom.

"Никакие формы никогда не выразят полноты Божественной жизни в нас, - не могут они и создать ее. Сейчас некоторым людям кажется, что какие-то формы устарели. Но новые формы может создать только новое биение жизни Духа, а не какие-то попытки с нашей стороны придумать выражения, более подходящие для данного поколения." митроп. Антоний Сурожский

Комментариев нет:

Отправить комментарий