четверг, 7 февраля 2013 г.

Есть тебе дело, душа моя. Молитвы Григория Богослова

Несколько малоизвестных молитв великого святого и учителя Церкви святителя Григория Богослова, его же ныне память совершаем:

***

Утро!
Даю десницу мою Богу -
не делать и не одобрять дел темных,
но Тебе преимущественно принести в жертву сей день,
пребывая непоколебимым
и самовластителем страстей.
Если же проведу его худо - стыдно мне будет старости и этой Трапезы,
которой предстою.
Таково мое желание, Христе,
успехом же увенчай его Ты!

***
Дай воспеснословить,
дай прославить
Тебя,
нетленнаго Единодержца,
Царя,
Владыку!
Тобою песнь
и хвала,
и ангельские лики,
и нескончаемые веки.
Тобою сияет солнце,
Тобою путь луны,
и вся красота звезд.
Тобою человек, отличенный честию,
как животное разумное,
получил в удел мысль о Божестве.

Ты создал все,
каждой вещи указываешь ее чин
и все обемлешь Своим промыслом.
Ты изрек слово, и совершилось дело.
Ибо Слово Твое есть Бог Сын,
единосущный и равночестный Родившему.
Он привел все в устройство, чтобы над всем царствовать.
А воеобемлющий Святый Дух Бог хранит все Своим промышлением.
Будь милостив ко мне, Отче!
да обрету у Тебя милость и благодать.
Ибо что Тебе слава и благодарение в безмерные веки!

***
Воспеваю Тебя, живая Троица,
Единая и единственно Единоначальная,
Божество неизменяемое,
безначальное,
Естество неизглаголанной сущности,
Ум непостижимый в мудрости,
небесная Держава,
непогрешимая,
неподначальная,
безпредельная,
Сияние неудобозримое, но все обозревающее,
от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины!

Будь милостив ко мне, Отче!
Даруй мне,
чтобы всегда служил я сей святыне,
а грехи мои отринь,
очистив совесть от всякого худого помышления,
дабы прославил я Бога, воздевая преподобные руки,
благословил Христа,
и коленопреклоненно испросил у Него -
принять меня,
раба Своего,
когда придет Он во Царствии!

***
Есть тебе дело, душа моя,
и, если угодно,
дело немаловажное.
Исследуй сама себя,
что ты такое,
куда тебе стремиться,
откуда ты произошла,
и где должно остановиться.
Действительно ли то жизнь, какою теперь живешь,
или есть и другая кроме ее?

Есть тебе дело, душа моя!
очищай жизнь следующим способом:
размышляй о Боге и о Божиих тайнах,
размышляй, что было прежде вселенной,
и что для тебя значит эта вселенная,
откуда она произошла,
и до чего дойдет?

Есть тебе дело, душа моя!
очищай жизнь такими размышлениями:
как Бог правит кормилом вселенной,
и обращает ее;
отчего иное постоянно, а иное скоротечно,
особенно же наша жизнь подлежит поворотам?

Есть тебе дело, душа моя!
обращай взор к единому Богу.
Какую славу имел я прежде,
и в каком поругании теперь?
Что это за сопряжение во мне,
и какой конец моей жизни?
Размышляй о всем этом,
и остановишь шатания ума.

Есть у тебя дело, душа моя!
Что ни терпишь, не изнемогай!

***
О Ты, Кто превыше всего!
Что иное позволено мне изречь о Тебе?
Ибо Ты невыразим никаким словом.
Как воззрит на Тебя ум?
Ибо Ты непостижим никаким умом.
Ты один неизречен,
потому что произвел все, выразимое словом!
Ты один непознаваем,
потому что произвел все, объемлемое мыслью.
Тебе воздает честь все одаренное разумом!
К Тебе устремлены общие желания,
Тебя жаждут все сердца,
к Тебе все воссылает моления,
Тебе все, постигающее Твои повеления, изрекает безмолвную хвалу.
Тобою единым все пребывает,
к Тебе все стремится,
Ты (Начало) и конец всего.
О, Всеименуемый!
Как назову Тебя, единого Неименуемого?
Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы?
Будь милосерден,
о Ты, Который превыше всего!
ибо что иное позволено мне изречь о Тебе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий